Союз мастеров
флористической живописи
и графики
УДИВИТЕЛЬНАЯ БЕРЕСТА
Светлана Дидух
26 ноября 2020 года
Белая берёза… Пожалуй, это самое любимое дерево в России. В берёзовой роще всегда, даже в пасмурную погоду, светло и радостно. О белоствольной красавице сложено много песен, легенд, чудесных сказок, с ней связаны многие старинные обряды. Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни слышал о вещах из бересты. Достаточно вспомнить старичка-боровичка из детских сказок. Что у него на ногах? Лапти. Лапти — одно из многих изделий, которые делаются бересты.
РИАМЗ. Экспозиция «По обычаю дедову»
Такие вещи ассоциируются у нас со Средневековьем, и – верно, изделия из бересты имели огромное значение для жителей Древней Руси. Но все по порядку… На Руси использовались изготовленные из бересты «берегини» и «обереги». В основе всех этих слов лежит древнеславянский корень «бер» – «то, что бережет», защита от несчастий, охранитель, добрый Бог. Также, использовали берёсту в строительстве (как стойкий к сырости прокладочный материал), для изготовления домашней утвари: туесов, шкатулок, художественных поделок, плетёных берестяные лукошек, коробов, а также воинского снаряжения.
Фото из коллекции РИАМЗ
Берестяны́е гра́моты — письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории восточнославянских языков. Берестяная письменность известна также ряду других культур народов мира.
РИАМЗ. Экспозиция «От Руси к России»
Люди испокон веков ценили и знали лечебные свойства бересты. Даже в холодной комнате кусок бересты или изделие из нее остается теплым, так как обладает большой положительной энергетикой.

С помощью бересты лечили многие болезни. Береста снимает головные боли и приводит в порядок кровяное давление. Ободки и заколки, сделанные из бересты, не накапливают статическое электричество, а берестяные украшения не содержат веществ, которые вызывают раздражение кожи.

Береста на треть состоит из бетулина, который имеет и другое название – березовая камфара.

Удивительно, но факт – у солдат и офицеров царской армии никогда не было грибковых заболеваний, потому что ходили в сапогах со стельками из бересты!

Среди бесконечного огромного мира растений Земли только береза имеет белоснежную кору, поэтому многие мастера флористической живописи любят использовать её в своих картинах. Но давайте поговорим об этом поподробнее. Береста - это верхний слой коры, снятой с березы. Она обладает различными свойствами: это очень прочный и гибкий материал, который долго не гниёт, в отличие от самой древесины берёзы...
Как же происходит сбор бересты? Существует множество примет, позволяющих определить, готовность бересты к съему, но лучше придерживаться одной: дождаться, когда на березе полностью распустятся листья, а на земле, начнут поспевать первые ягоды земляники. По календарю это середина или конец июня.

Срез бересты обычно производится следующим образом. На стволе дерева топором или ножом делается вертикальный надрез (от высоты надреза зависит ширина будущего пласта). Здесь стоит обратить внимание на то, что надрез не должен быть слишком глубоким, иначе вы можете повредить следующий, более мягкий и нежный слой, и дереву будет нанесен
непоправимый вред. Строгих рамок тут нет, глубина зависит от размеров самого ствола — чем больше береза, тем толще кора. Затем для удобства можно сделать по краям пару горизонтальных надрезов. Теперь необходимо взяться за край и тянуть, снимая бересту вокруг ствола. Если все пройдет нормально, то круг замкнется на надрезе и у вас на руках останется полоска (пласт) бересты. Не стоит снимать слишком много бересты с одного ствола, иначе большая площадь окажется оголена, слабо защищена от внешних воздействий, и всё дерево будет подвержено риску. Полученный материал следует просушить в сухом, продуваемом помещении в течение двух недель, после чего он будет готов к дальнейшей обработке. Но нужно всегда помнить, что снимать кору необходимо с поваленных ветром или сухостойных берез, а не с живых деревьев. Кору лучше использовать ровную и гладкую, без болезненных наростов.
Снятую кору необходимо выпрямить и высушить, для чего ее кладут под лист толстой фанеры и помещают сверху какой-либо груз. Держать бересту в течении долгого времени нужно в сухом и затемненном месте при комнатной температуре. От сильной влажности на коре может появиться плесень.

Следующий этап: расслоение бересты на слои.
Размоченная береста легко расслаивается. Эту процедуру удобнее выполнять при помощи тупой стороны ножа с овальным концом. Берёзовая кора многослойна, и все слои можно использовать в флористической живописи.
Как ,например, в этих своих картинах я использовала наружную часть бересты.
Сюжет картины диктует сама природа. Автор в работе использует естественные неровности, вписывает их в пейзаж. На каждом кусочке бересты свой неповторимый рисунок. Традиционные картины, выполненные на холсте можно копировать, а эти картины не дублируются. Каждая работа уникальна и неповторима.

А в этой работе можно рассмотреть внутреннюю часть бересты.

Отслаивать непрочные верхние слои можно до необходимой толщины. Во флористической живописи можно использовать любой пласт бересты. Никаких отходов, все пригодится.

Каждый слой может состоять их двух-трёх слоёв. Стараемся подцепить и снять слой большим куском, пластом, - легче будет в работе. Сортируем сразу по коробочкам. Тоньше бумаги не расслаиваем.

Во флористической живописи можно слои бересты нарезать мелкими квадратиками и выкладывать в работах по принципу мозаики. Чем очень любит заниматься сам автор данной публикации.
Занимаясь мозаикой, очень важно учитывать сочетаемость цветов, их зрительное восприятие, законы композиции. Надо знать, что цвета бывают тёплыми или холодными, что увеличение или уменьшение отдельных деталей рисунка создаёт кажущееся удаление или приближение к зрителю, а близкие по цвету части рисунка на расстоянии сливаются. Текстура бересты может существенно меняться при восприятии в зависимости от удалённости зрителя и искусственного освещения. Светлые части рисунка на тёмном фоне кажутся человеку больше, а тёмные на светлом фоне - меньше истинных размеров.
Такой метод работы я использовала в данных картинах.
Только учитывая эти принципы, можно создать по-настоящему ценное в художественном отношении произведение.