Союз мастеров
флористической живописи
и графики
ИСТОРИЯ ГЕРБАРИЯ
Людмила Солод
Точкой отсчета в истории гербария принято считать 16 век, когда врач и ботаник Лука Гини (1490-1556 гг.), придумал засушивать растения между страницами книг. Ученики и последователи Гини собирали гербарии в переплетенные тетради или книги, в них они сохраняли веточки иногда с верхушками или соцветиями растений.

Причиной появления гербария именно в это время можно назвать всплеск интереса к изучению растений, окружающего мира. Затем уже развитие гербария способствовало активному развитию наук, географии, морфологии, систематики и экологии растений.

Само слово «гербарий» первоначально обозначало книгу о лекарственных растениях (на Руси — «травник»). Около 1700 года французский врач и ботаник Жозеф Турнефор (1656-1708) стал использовать термин для коллекции засушенных растений. И уже Карл Линней (1707-1778) закрепил создание типовых гербарных листов, образцов, которые, по его высказываниям, удерживают ботанику от хаоса и дают возможность открывать новые виды.

Один из старейших собраний растений нашей страны – это гербарий середины 18 века авторства петербургского медика и ботаника-любителя Абрахама Энса, который хранится в фондах Гербария высших растений Ботанического института им.В.Л.Комарова РАН.

Любопытно, что эта частная коллекция растений открывает гораздо больше информации, чем исключительно научный гербарий. Она запечатлела культурную, социальную и просветительскую стороны жизни той эпохи.

Гербарии Энса можно считать смесью научного и художественного гербария. В духе того времени на страницах с растениями появляются вырезанные из бумаги вазы, украшенные орнаментом и аппликациями, в которые как бы поставлен букеты из цветов. При этом внизу на листе указано место сбора и название растения, подтвержденное ссылкой на ботанические и медицинские сочинения.
Частное собрание Энса позволяет предположить о его развитых эстетических наклонностях, его педантичности, образованности, высокой эрудиции и финансовой состоятельности, поскольку занятие по изготовлению гербария было в то время весьма трудоемким и дорогостоящим.

Абрахам Энс собирал растения около 20 лет, начиная с 1732 года. Законченный вид коллекция обрела к середине 18 века, и в основном она состояла из цветковых растений и в меньшем количестве из папоротников и хвойных растений. Практически все экземпляры (за редким исключением) автор сохранял без корневых частей. Энс в совершенстве владел искусством составления гербария и сумел сохранить естественную окраску цветов. Он соединял растения с фрагментами гравюр, каллиграфическими записями, что в целом превратило коллекцию в неких артефакт, соединяющий научное знание и графическое искусство.

Полтора столетия коллекция Энса предназначалась только для тесного семейного круга, хранилась как семейная реликвия и поддерживала педагогический подход эпохи Просвещения: "Развлекая - поучать".

Строго в научном понимание собрание и оформление гербария представляет собой документальную основу исследований флоры и растительности. В более широком смысле гербарий становится способом эстетического самовыражения, увлекательного обучения, сохранения своих идей и ценностей для следующих поколений.


Использованы Материалы

Фонды Гербария Ботанического института РАН хранят ряд именных коллекций.docx

История создания гербариев. Гербарий: понятие, история, применение (howmaster.ru)

Арабески ботаники » Библиотека soteria.ru