Союз мастеров
флористической живописи
и графики
Искусство шпона
Автор статьи Светлана Дидух
26 февраля 2023
Дорогие читатели, меня зовут Дидух Светлана. Я являюсь членом Союза Мастеров Флористической Живописи и Графики с начала его основания. С детских лет увлекаюсь разными видами творчества, а также изучаю историю. Сегодня я познакомлю вас, дорогие читатели, с тем, как можно использовать в своих флористических работах такой материал, как шпон.
Шпон — это натуральный природный материал, который представляет собой тонкие листы (до 12 мм), изготовленные из натуральной древесины различных пород( красное дерево, ясень, дуб). В зависимости от метода производства шпон называют лущёным (изготавливается на специальных лущильных станках), строганным или пилёным шпоном.
Натуральный шпон — это тонкий лист, который снимается с деревянного массива путем спиливания, слущивания, скалывания или строгания. Натуральным, такой шпон называют потому, что в процессе производства полностью сохраняется уникальная фактура дерева.
При этом натуральный шпон обладает такими качествами как экологичность, изысканность и неповторимость рисунка.
Превращенный в тонкие древесные пластинки – шпон, этот материал идёт на облицовку мебели и служит для создания композиций. Мозаичные композиции из шпона, наклеенные на основу, - это одно из направлений искусства маркетри.
В отличие от обычных работ из природного материала, они собираются в единое изображение из множества деталей, четко подогнанных друг к другу, как пазлы. Для того, чтобы работать в этой технике, необходимы определенные инструменты и материалы:

- резак с дополнительными острыми лезвиями (подойдет хирургический скальпель)
- ватман (для эскиза работы)
- калька (для переноса рисунка)
- карандаш, ластик, черная гелевая ручка, линейка
- кнопки
- клей ПВА
- гуммированная лента (специальная лента для работы со шпоном, на которую нанесен клей растительного происхождения, не оставляющий следов), можно заменить малярной лентой
- наждачка разной зернистости и специальная насадка на дрель для финишной шлифовки работы
- нитролак (для финишного покрытия работы)
Маркетри из шпона - это довольно кропотливая работа. Процесс создания мозаики такой:
1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы – это основа всей работы. На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них.

Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги.
2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон.

3. На основу при помощи копировальной бумаги переносится готовый рисунок.
4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.
Детали должны быть вырезаны максимально точно, иначе на работе будут видимые просветы.
В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.
5. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.
Получившееся полотно мозаики приклеивается на основу.
6. Мозаика прижимается к основе. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.
7. Когда клей подсохнет, клейкая лента удаляется.
8. Картина шлифуется и покрывается лаком.
Шпон хорошо сочетается с флористикой. Есть мастера, которые используют его в своей работе. Во флористических картинах шпон удачно будет смотреться как фон. Он хорошо вписывается в работы, создавая воздух, небо, пространство, воду.
Шпон с уверенностью подойдет для создания деревянной архитектуры, кораблей, портретов.
Посмотрите, какие работы со шпоном делает мастер Татьяна Соколова (г.Санкт-Петербург):
Из истории мозаичного искусства

Искусство маркетри возникло ещё в античную эпоху. Уже на предметах из гробницы египетского фараона Тутанхамона можно увидеть вставки из кедра и черного дерева. В период раннего Возрождения (XIV в.) деревянный набор носил характер несложных геометрических узоров или орнаментов, в которых повторялись темные и светлые элементы. Нередко в декоративном блоке применяли слоновую кость, металл и перламутр. В качестве связующего вещества использовался рыбий жир.
В начале XVI в. Техника маркетри распространяется в Германии, Голландии, и Франции.

Европейские мастера применяли в своих наборах множество оттенков древесины. Зеленоватый оттенок имело так называемое орлиное дерево, привозимое из Индии. Фиолетовым оттенком отличались палисандр и бархатное дерево. Желто-золотистым оттенком обладала древесина остролистника.
Ярко – красным было так называемое розовое дерево, а много других пород, привозимых из Индии и Африки, обладали различными оттенками оранжево-красновато-коричневого цвета. Бытовало даже такое понятие, как «живопись в дереве».

Именно к «живописи в дереве» и стремился в своих мозаичных наборах знаменитый французский мебельщик Анри Шарль Буль (1642-1732) г.
Анри Шарль Буль в поисках оригинальных сочетаний различных материалов в декоре мебели начал применять золоченую бронзу, медь, латунь, цинк, свинец, олово, серебро с темными пластинками черепахового панциря.
Мебель Буля хранится главным образом в Лувре(Париж), Версале, Фонтенбло, и других музеях Франции и ряда стран Европы, а также в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Автор А.Ш.Буль
Не имея такого разнообразия цветного дерева, русские мастера широко использовали подкраску светлых пород в серые и зеленоватые цвета, а также – гравировку. Этими приемами они достигали впечатления многоцветности и многодетальности мозаики.
Заметный пример использования своеобразного наборного материала связан с изготовлением уникальных городецких прялок в конце XVIII-XIX вв. умельцами Нижегородской губернии.
Екатерининский дворец. Бюро-цилиндр, сделанное Веретенниковым и украшенное перламутровой инкрустацией на сплаве меди, олова и свинца (1790е г.г.)
Наивысшего расцвета маркетри достигло в России в период классицизма.
Бюро. Западная Европа XIX вв. Дерево,инкрустация(интарсия.) Рязанский художественный музей им И.П.Пожалостина
В послевоенные годы продукцию с деревянными мозаичными наборами выпускали многие народные промыслы. Среди них следует отметить фабрику художественной резьбы по кости имени М.В. Ломоносова Архангельской области, фабрику резных художественных изделий в г. Хотьково Московской области и ряд других.

Современное маркетри

Старое, как мир, искусство деревянного набора сегодня по-молодому живо и, как много веков назад, может увести и художника, и зрителя в увлекательный мир древесной фантазии. Ярким примером такого увлечения является замечательный мастер из г. Рязани Андрей Буяновский. Он создаёт картины в технике маркетри. Кусочки разных пород дерева складываются им, как мозаика, в единое целое, и получаются необычные художественные произведения.
Андрей любит использовать в своей работе древесину с дефектами. Сучки, переломы – всё это придаёт ещё большую красоту произведениям. Ведь, по сути, природа сама всё создала. Надо просто увидеть и использовать с максимальной выгодой для творчества.

В своём творчестве автор, часто обращается к богословской тематике, изображает фантастических, сказочных персонажей, делает также в технике маркетри натюрморты и портреты. Иногда на создание одной работы может уходить полгода. Своей мастерской у художника нет, поэтому приходиться работать дома. Андрей является лауреатом Всероссийских творческих конкурсов, а портрет поэта Николая Рубцова выполненный Андреем Буяновским украшает стену «Читального зала имени Н.М.Рубцова» в гуманитарном колледже информационно-библиотечных технологий №58 в г. Москве.
Хотя технология маркетри связана с древесиной, кроме дерева можно использовать и другие материалы, например солому. Это называется соломенное маркетри. Но это крайне редкая техника. Опытные художники создают удивительной красоты портреты, иконы, пейзажи, натюрморты.
Соломенное маркетри. Автор Александр Кузнецов
Дорогие читатели, я рассказала вам о том, как можно использовать во флористической живописи такой необычный материал, как шпон. Но, если посмотреть вокруг и применить фантазию, то можно найти много нового, интересного и красивого. Приложите к этому руки, вдохните в него душу, и созданная вами работа будет с благодарностью служить, радуя глаз и сердце.