Союз мастеров
флористической живописи
и графики
Людмила Белецкая
ОТРЫВКИ ИЗ НЕНАПЕЧАТАННОГО
Часть 3
Авторские техники
Узнали? Это почерк ржавый мой
Спешит, как кот загульный, к вам домой.
Следите ли , как правила нарушив,
Моя душа целует ваши души?..

В. Леви


Иногда бывает очень сложно объяснить, как работает флорист – это сочетание наработанных навыков, эксперимента и вдохновения.
В данном отрывке вы познакомитесь со многими техниками флористического изображения. Большинство из них разработаны мною еще в ту давнюю пору, когда не было никаких учебников для флористов, да и самих мастеров по ошибане было очень мало.

Экспериментируйте, набирайтесь опыта и в дальнейшем используйте те или иные приемы для создания собственного стиля. Как только вы их освоите, можете смело применять в самых невероятных сочетаниях и создавать свои оригинальные авторские произведения. Все это бесконечный поиск новых возможностей и бесконечное исследование.

Не существует одного единственного правила, указывающего, что делать надо именно так, а не иначе. Скоро вы обнаружите, что ваша фантазия придает работам свою характерность и неповторимый почерк.
Попробуйте как-то начать работать без определенного плана – это может оказаться очень интересным занятием. Отбросьте стандартные подходы, действуйте быстро, подчиняясь лишь интуиции (фото «Непредсказуемость").
Не думайте о том, что скажут о картине ваши знакомые и друзья . Не верьте тому, кто говорит, что чего-то нельзя – резать растения, использовать посторонние материалы (салфетки, металл, кружева), красить фон и т. д. Можно все! Вы автор, вы творец!
Если вы сомневаетесь в себе, иногда вспоминайте слова из книги Г.Д. Торо «Уолден»: «Если кто-то идет не в ногу с остальными, то это, может быть, потому, что он слышит другого барабанщика. Дайте ему шагать под ту музыку, которую он слышит, какой бы и где бы она ни была».

Возьмите наугад несколько растений (может быть, даже те, которые раньше не использовали) и бросьте их на бумагу. Доверьтесь чистому листу, подберите колорит под ваше настроение. Совсем не обязательно использовать только растительный материал, можно его сочетать с акварелью, гуашью, маслом, вырезками из журналов и газет, тканью.
«Непредсказуемость"
Авторская «графика»
В изобразительном искусстве графика занимает значительное место. В живописи рисунок неразрывно слит с цветом. Графику отличает то, что основным, а часто и единственным средством изображения в ней является рисунок - линия, силуэтное пятно, иногда светотень.

Картины флористов иногда напоминают графические произведения, но способы, которыми они достигают этого, очень сильно отличаются от методов настоящих графиков. Те способы флористической графики, которые я выработала на протяжении нескольких лет, я уверена, далеко не единственные во флористике, и мне кажется, что все, кто увлечется этим видом деятельности, сможет придумать какие-то свои творческие ноу-хау.
Работы, имитирующие карандашный и перьевой штрих

Контурность очертаниям предметов придает использование извилистых тонких растений, каждый изгиб которых входит в такое согласие с другими, что образует единое ритмическое целое. Выполнять подобные работы можно на любой основе - бумаге, ткани, дереве, листьях. Я часто предпочитаю в качестве основы бересту - мой любимый материал, который не поддается изменениям под влиянием температуры, света, влажности. Работа на бересте всегда останется в первозданном виде.
Использование усиков виноградной лозы
«Пока земля еще вертится…»
Использование ламинарии (морской капусты)
«Из жизни кентавров»
Использование усиков козлобородника
Использование корней растений
«Общение»
Есть одна особенность в применении этого метода. Можно, конечно, перевести рисунок через копирку на бересту или другую основу, оставив при этом плохо стирающиеся следы. Потом, естественно, вы будете скрупулезно подбирать нужные кусочки изгибов растений, стараясь сделать так, чтобы закрыть темные следы копирки. Отрезки, которые вы найдете, будут довольно маленькими и их будет трудно стыковать друг с другом. Работа получится неряшливая, вымученная и ей будет недоставать легкости.

Я советую не применять копирку; просто смотрите на заранее сделанный рисунок на отдельном листе бумаги, а на основе подбирайте те растения, которые приблизительно соответствуют вашему замыслу. Доверьтесь себе, и пусть эти линии не всегда будут доведены до конца, пусть чуть-чуть исказятся пропорции, но в вашей работе наверняка появятся легкость почерка, драматургия линии, импровизация и даже, может быть, оттенок юмора. Вы начинаете видеть красоту именно сейчас, что дает силы сохранять энтузиазм на протяжении всей работы. Можно даже сказать больше – ваш первоначальный эскиз может измениться полностью и понравится вам гораздо более предыдущего. С такой работой иногда бывает трудно расставаться, т. к. кажется, что помогали какие-то высшие силы…
Еще один элемент авторской графики – обжиг листьев тополя над свечой.
Лист тополя надо взять пинцетом и осторожно поднести края его к зажженной свече, стараясь, чтобы весь лист не вспыхнул, а обуглились только краешки. Можно их предварительно чуть-чуть смазать клеем. Этот вариант изображения придает интересные непредсказуемые очертания всем предметам.
«Королевские забавы»
Если при проглаживании утюгом мы подложим под растения бугристую поверхность (например, крупу, наждак, металлическую сетку, веточки), то отпечаток станет более фактурным и, возможно, вызовет какие-то новые творческие ассоциации.
« Лесная песня», лепестки розы
Отпечатки утюга на лепестках розы и листе березы
Таким же образом можно обжигать и бумагу, которая послужит фоном для вашей работы.
« Домовичок»
Отпечатки утюга на сетке
«Дух леса»
Работа по бересте выжигательным аппаратом
Посмотрите внимательно на картину «Горько!»
Это цельный кусок бересты, найденный в валежнике. Пятна на нем были расположены так, что у меня возникла идея такого сюжета. Остальное – фантазия и легкие прикосновения выжигателем.
«Горько!»
Та же техника просматривается и в картине «Дождь в горах».Но в дополнение к выжиганию здесь еще применена резка по бересте и соскребание.
«Дождь в горах»
Соскрести верхний коричневый слой можно наждаком или ножом, а для резьбы понадобится бритвенное лезвие за неимением специального приспособления резьбы по дереву.

Коричневый слой бересты осторожно срезаем лезвием, стараясь основу не прорезать до дыр. Изображение получается очень похожим на линогравюру.
«Утренний туалет»
Если этого требует ваш замысел, и вы хотите, чтобы контуры срезов не были излишне резкими, можно поверхность не резать, а тереть наждаком; тогда под коричневым слоем проступят светлые размытые пятна, которые помогут в проявлении нужного вам изображения.
Можно сочетать резьбу и соскребание по бересте с традиционным наклеиванием растительного материала (фото «Астры и незабудки»).
«Астры и незабудки»
И еще об одном необычном методе авторской графики – соскребание по тополю.
Лист тополя с обратной стороны покрыт белым пуховым слоем разной интенсивности цвета от белого до темно-серого. Если осторожно соскрести местами этот слой, получим изображение, близкое к карандашной растушевке. В этом случае можно применять ластик, поролон, наждак – в зависимости от фактуры и толщины листа.
«Свежий ветер»
Коллаж

Это слово происходит от фр. collage и означает прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Для меня коллаж – одна из самых выразительных техник, с которыми мне приходилось когда-либо работать. Можно использовать так много фактур и рабочих основ, что возможно запечатлеть любой мотив и создать необходимое настроение. Комбинируя традиционные флористические материалы, кусочки шнура, шпона, фольгу и все, что кажется подходящим, можно выйти за пределы двухмерной работы и достичь нового визуального восприятия.

Если хотите продлить жизнь вашего коллажа, используйте бумагу, не содержащую кислот, т. к. ее структура не разрушается в течение короткого времени.
Материалы, пригодные для коллажа – куски из журналов, газет, салфеток, кружева, ткань, бижутерия, шнурки, монеты, пластмасса, проволока, перья и многое другое.
Ручная бумага
Для склеивания тканей, кожи и других легких материалов пользуйтесь глянцевым и матовым акриловым клеем. А для более тяжелых материалов (древесная кора или кусочки металла) можно использовать горячий пистолет.
Растительно-предметные коллажи предоставляют нам возможность вносить разнообразие в композицию, сочетать несочетаемое. Материалы и средства должны выбираться очень внимательно, поскольку любой выбор зависит от результата, к которому вы стремитесь.
Заключение
«…жить здесь, видеть свои собственные
сны и развешивать их по утрам на просушку
на балконных перилах, чтобы ветер разносил
их, как мыльную пену, куда попало: на верхушки тополей, на крыши трамваев, на головы избранных, несущих, как заговорщики, белые флоксы – тайные знаки возрождения»

Т . Толстая

Дорогие мои коллеги по флористике!
Я очень рада, что я дожила до такого периода, когда могу радоваться тому, что в нашей России есть такой же союз флористов, как и в Японии, США и в Великобритании…я мечтала об этом много лет. Работы наших мастеров нравятся мне намного больше, с каждым конкурсом я вижу, как мастерство растет, мы совершенствуемся и возрождаемся вместе со своей Родиной. Мы передаем миру свое понимание красоты природы, кому-то это помогает выживать психологически, и в этом наша помощь людям, наше поле боя, наш небольшой вклад в возрождение страны.
Если что-то в моих заметках непонятно, обращайтесь ко мне на почту florist1948@mail.ru.