Родился 10 апреля 1935 года в тайге, в ссылке, в спецпоселении Сухой Лог Томской области. Его родители были репрессированы за кулачество и сосланы в это маленькое поселение в глухой тайге. В семье было трое детей, но именно у Александра очень рано проявились способности к рисованию. Он научился резать по дереву, плести из лыка, делать угли для рисования и т.д.
Мама снабжала сына углем и оберточной бумагой из продмага – никаких других материалов не было, да и средств тоже… Рисунки углем закрепляли сывороткой, а в живописных работах в качестве красок в ход шли мел, чернила, свекольный сок, сажа, синька, глина.… Уже тогда в творчестве Юркова присутствовало изобретательство и поиск новых материалов для создания цвета и фактуры.
Отец умер в ГУЛАГе, мать сидела за попытку бегства из спецпоселения в Красноярск с тремя детьми. Мальчик всего в жизни добивался сам. Окончил Красноярское художественное училище им. Сурикова (1953г.) и Красноярское училище искусств. С 15 лет работал в театре, попробовав все, что только в театре можно делать: оформитель, художник-постановщик, главный художник, сценограф, бутафор, слесарь металлоконструкций, сценарист, актер, режиссер. Судьба его мотала по театрам всей страны: Красноярск, Майкоп, Краснодар, Караганда, Канск, Псков, Томск, Арзамас, Москва, Ленинград, Горький. В конце трудовой деятельности осел в Нижнем Новгороде, руководил секцией театральных художников Верхней Волги при Союзе художников. С 1976 по 1986 год — главный художник Нижегородского академического театра драмы им. М.Горького. Александр Николаевич Юрков — автор более 200 сценографических проектов, участник выставок и фестивалей прикладного искусства.
Как всё начиналось
Когда-то, еще в конце 1970-х, Александру Николаевичу, будучи театральным художником, пришлось придумывать нестандартное оформление к спектаклю «Верность» по пьесе В. Пановой о женщине и ее непростой любви. Нужны были теплые, мягкие декорации. И он сделал эскиз из натуральных листьев, создавших особую атмосферу на сцене. Члены худсовета тогда эскиз утвердили, а для художника необычный природный материал стал предметом для дальнейшего изучения.
В 1995 году Юрков решил организовать экспериментальную выставку работ под названием «Театральный художник вне театра». Тогда он был председателем секции театральных художников Верхней Волги при Нижегородском Союзе художников. Кто-то из его коллег занимался резьбой по дереву, кто-то живописью. Александру Николаевичу, как всегда, захотелось экспериментов. Вооружившись скальпелем и клеем, Юрков попробовал с помощью фрагментов листвы «написать» картину. Потом еще и еще… Изобретенную технику назвал «флорийская мозаика» и сделал к выставке 45 работ!
Как сам Юрков рассказывал об истории создания этой техники: — Готовясь к выставке, я понимал, что не смогу конкурировать с нашими корифеями в написании традиционных работ. И вспомнил, что когда-то, оформляя спектакль "Верность" для нашего драмтеатра, я раскрашивал ватманы под листву и из них составлял мозаику. Необычная гамма получилась, добрая, с грустинкой. Ну и потом, картины из листьев — отличная идея для пенсионера. Не нужно тратиться на дорогие краски, кисти и холсты. Мусор собрал — был бы художник.
Выставка чрезвычайно всем понравилась. И тогда Юрков продолжил создавать картины из листьев, демонстрируя их на других выставках и фестивалях прикладного творчества.
Александр Юрков создал уникальное направление в искусстве. Флорийская мозаика - это живопись сухими листьями. Техника ее создания проста и сложна одновременно: в ней используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и трав, мастер с особой тщательностью подбирал засушенные листья и травинки, «составляя» из них целые картины без использования красок или карандашей. Художник настолько точно подбирал цветовую гамму, что у зрителя создается ощущение, что перед ним – настоящие картины маслом. Конечно, создание флорийских мозаик – дело кропотливое, трудоемкое, требующее от мастера не только терпения, но и хорошего зрения, а также тонкого чувства цвета. Необычность его картин в том, что написаны они не кистью и красками, а кусочками засушенных листьев, травы, цветов. Картины лиричные, задушевные, именно «написаны», потому что мельчайшие разноцветные кусочки листьев подобраны так тщательно, что переходы между ними можно заметить только при внимательном рассмотрении.
Очень быстро работы Александра Николаевича и сам художник стали популярны, в прессе и на телевидении (в том числе и центральном) все чаще появлялись репортажи и заметки о необычайных картинах А.Н.Юркова, созданных безо всяких красок! И художник продолжал работать. Изучал свой природный материал, экспериментировал, пытался понять, как надо дать выцвести листу, чтобы краски потом не изменились. Новые картин уже с трудом помещались в маленькой квартире на Большой Покровской, а желающих на них посмотреть становилось все больше. Друзья стали говорить художнику о том, что пора бы ему иметь собственную галерею и даже придумали для нее название – «Юрковка».
История галереи
Выставка еще не закрылась, как в доме, где жил художник, случилось бытовое ЧП: в подвале прорвало канализационную трубу. Юрков прикинул: в стране дефолт, администрации города легче отдать этот подвал под галерею, чем делать капремонт. Так и получилось. Художник отремонтировал помещение при поддержке друзей предпринимателей, повесил свои работы, стал бесплатно пускать экскурсии. Даже не верится, что на этом месте был ужасный подвал с испорченной канализацией, крысами и бомжами.
Анисимов-ученик Юркова назвал дату открытия этой авторской галереи - 15 сентября 1998.
С годами "Юрковка" стала штаб-квартирой творческой элиты и местом приема высоких гостей. В галерею уже много лет подряд обязательно приводят всех иностранных послов, крупных деятелей искусства, приехавших в Нижний. Некоторые становятся коллекционерами творчества Александра Юркова. Один из них — граф Петр Шереметев, член Французской художественной академии.
Мнение посетителей галереи: Когда заходишь в мастерскую Александра Николаевича Юркова, обвешанную картинами, поражаешься буйством красок и энергетикой, излучаемой картинами. Его очень сложные сюжеты природы и окружающей нас жизни трудно нарисовать даже красками. Они точно передают динамику движения, происходящего в картине как на сцене театра.