Союз мастеров
флористической живописи
и графики
О МАСТЕРАХ ФЛОРИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Александр Николаевич Юрков

Ольга Белых
Александр Николаевич Юрков (1935—2014) — российский художник-флорист, сценарист, (живопись, графика, бутафория), член СТД РФ с 1959 года, председатель секции сценографов Нижегородской организации СТД РФ, автор нескольких малоизвестных стихотворений. Александр Николаевич Юрков – уникальный художник, гражданин и патриот. Биография его – сюжет для исторического повествования, где беды и лишения человеческие становятся той кузницей, в которой зреет и закаляется художественный талант, и тяжкие испытания оказываются озарены ярким светом любви и интереса к жизни. Жизнь художника вполне заслуживает книги. Пока его биография внесена в энциклопедии "Who Is Who в России" и "Вся Россия".
Родился 10 апреля 1935 года в тайге, в ссылке, в спецпоселении Сухой Лог Томской области. Его родители были репрессированы за кулачество и сосланы в это маленькое поселение в глухой тайге. В семье было трое детей, но именно у Александра очень рано проявились способности к рисованию. Он научился резать по дереву, плести из лыка, делать угли для рисования и т.д.

Мама снабжала сына углем и оберточной бумагой из продмага – никаких других материалов не было, да и средств тоже… Рисунки углем закрепляли сывороткой, а в живописных работах в качестве красок в ход шли мел, чернила, свекольный сок, сажа, синька, глина.… Уже тогда в творчестве Юркова присутствовало изобретательство и поиск новых материалов для создания цвета и фактуры.

Отец умер в ГУЛАГе, мать сидела за попытку бегства из спецпоселения в Красноярск с тремя детьми. Мальчик всего в жизни добивался сам. Окончил Красноярское художественное училище им. Сурикова (1953г.) и Красноярское училище искусств. С 15 лет работал в театре, попробовав все, что только в театре можно делать: оформитель, художник-постановщик, главный художник, сценограф, бутафор, слесарь металлоконструкций, сценарист, актер, режиссер. Судьба его мотала по театрам всей страны: Красноярск, Майкоп, Краснодар, Караганда, Канск, Псков, Томск, Арзамас, Москва, Ленинград, Горький. В конце трудовой деятельности осел в Нижнем Новгороде, руководил секцией театральных художников Верхней Волги при Союзе художников. С 1976 по 1986 год — главный художник Нижегородского академического театра драмы им. М.Горького. Александр Николаевич Юрков — автор более 200 сценографических проектов, участник выставок и фестивалей прикладного искусства.

Как всё начиналось

Когда-то, еще в конце 1970-х, Александру Николаевичу, будучи театральным художником, пришлось придумывать нестандартное оформление к спектаклю «Верность» по пьесе В. Пановой о женщине и ее непростой любви. Нужны были теплые, мягкие декорации. И он сделал эскиз из натуральных листьев, создавших особую атмосферу на сцене. Члены худсовета тогда эскиз утвердили, а для художника необычный природный материал стал предметом для дальнейшего изучения.

В 1995 году Юрков решил организовать экспериментальную выставку работ под названием «Театральный художник вне театра». Тогда он был председателем секции театральных художников Верхней Волги при Нижегородском Союзе художников. Кто-то из его коллег занимался резьбой по дереву, кто-то живописью. Александру Николаевичу, как всегда, захотелось экспериментов. Вооружившись скальпелем и клеем, Юрков попробовал с помощью фрагментов листвы «написать» картину. Потом еще и еще… Изобретенную технику назвал «флорийская мозаика» и сделал к выставке 45 работ!

Как сам Юрков рассказывал об истории создания этой техники: — Готовясь к выставке, я понимал, что не смогу конкурировать с нашими корифеями в написании традиционных работ. И вспомнил, что когда-то, оформляя спектакль "Верность" для нашего драмтеатра, я раскрашивал ватманы под листву и из них составлял мозаику. Необычная гамма получилась, добрая, с грустинкой. Ну и потом, картины из листьевотличная идея для пенсионера. Не нужно тратиться на дорогие краски, кисти и холсты. Мусор собралбыл бы художник.

Выставка чрезвычайно всем понравилась. И тогда Юрков продолжил создавать картины из листьев, демонстрируя их на других выставках и фестивалях прикладного творчества.

Александр Юрков создал уникальное направление в искусстве. Флорийская мозаика - это живопись сухими листьями. Техника ее создания проста и сложна одновременно: в ней используются только клей и кусочки листьев различных деревьев и трав, мастер с особой тщательностью подбирал засушенные листья и травинки, «составляя» из них целые картины без использования красок или карандашей. Художник настолько точно подбирал цветовую гамму, что у зрителя создается ощущение, что перед ним – настоящие картины маслом. Конечно, создание флорийских мозаик – дело кропотливое, трудоемкое, требующее от мастера не только терпения, но и хорошего зрения, а также тонкого чувства цвета. Необычность его картин в том, что написаны они не кистью и красками, а кусочками засушенных листьев, травы, цветов. Картины лиричные, задушевные, именно «написаны», потому что мельчайшие разноцветные кусочки листьев подобраны так тщательно, что переходы между ними можно заметить только при внимательном рассмотрении.

Очень быстро работы Александра Николаевича и сам художник стали популярны, в прессе и на телевидении (в том числе и центральном) все чаще появлялись репортажи и заметки о необычайных картинах А.Н.Юркова, созданных безо всяких красок! И художник продолжал работать. Изучал свой природный материал, экспериментировал, пытался понять, как надо дать выцвести листу, чтобы краски потом не изменились. Новые картин уже с трудом помещались в маленькой квартире на Большой Покровской, а желающих на них посмотреть становилось все больше. Друзья стали говорить художнику о том, что пора бы ему иметь собственную галерею и даже придумали для нее название – «Юрковка».

История галереи

Выставка еще не закрылась, как в доме, где жил художник, случилось бытовое ЧП: в подвале прорвало канализационную трубу. Юрков прикинул: в стране дефолт, администрации города легче отдать этот подвал под галерею, чем делать капремонт. Так и получилось. Художник отремонтировал помещение при поддержке друзей предпринимателей, повесил свои работы, стал бесплатно пускать экскурсии. Даже не верится, что на этом месте был ужасный подвал с испорченной канализацией, крысами и бомжами.

Анисимов-ученик Юркова назвал дату открытия этой авторской галереи - 15 сентября 1998.

С годами "Юрковка" стала штаб-квартирой творческой элиты и местом приема высоких гостей. В галерею уже много лет подряд обязательно приводят всех иностранных послов, крупных деятелей искусства, приехавших в Нижний. Некоторые становятся коллекционерами творчества Александра Юркова. Один из них — граф Петр Шереметев, член Французской художественной академии.

Мнение посетителей галереи: Когда заходишь в мастерскую Александра Николаевича Юркова, обвешанную картинами, поражаешься буйством красок и энергетикой, излучаемой картинами. Его очень сложные сюжеты природы и окружающей нас жизни трудно нарисовать даже красками. Они точно передают динамику движения, происходящего в картине как на сцене театра.

Продлеваю жизнь

Александр Юрков в среднем за год создавал 26— 28 работ. Мог "склеить" картину всего за неделю. Но это если есть и идея, и эскиз, и работоспособность высокая потом он стал плохо видеть. Самое простое было в его деле — подготовить листья. Художник собирал их не осенью, а по весне, чтобы они как следует выцвели. Раскладывал по журналам, где гербарий может лежать годами, а потом еще "доводил его до конечной стадии выцветания" на окне. Такие "краски", по утверждению автора, живут на уровне гуаши и даже темперы, не требуя особенных условий содержания. "Что им будет?" Бывает, снег еще не сошел, а нужен всего один мазочек какого-то цвета, а листа такого нет. Юрков не ждал несколько месяцев, а чем-то заменял. Это вообще главная творческая проблема во флорийской мозаике — поиск колора. Больше всего художник тосковал по зеленому. Когда ему говорили, что его, то есть зеленый цвет, вероятно, можно "добыть" из летних листьев,он отвечал:

— Не пользуюсь живыми листьями из принципа, никогда не сорву ни одного листочка. Это и есть, по моему мнению, жизнь в гармонии с природой. То, без чего человечество погибнет. А своими работами я, наоборот, продлеваю жизнь листа. Если взять серенький лист тополя, рядом крап желтенькой березки, то на расстоянии будто зеленоватое получится. Не прямая зелень, конечно, но схитрить можно. Все-таки это настоящее искусство — ваять не только без зеленого, но и без синего. Обычно небо на картинах художника — серебристо-голубое, осиновое. Сам же процесс "рисования" выглядит так.

— Я беру целый лист, намазываю клеем, прикладываю к полотну, — говорил Юрков. — Затем прямо на картине отрезаю скальпелем кусочек листа нужного размера-формы — и прижимаю. Как бы рисую листом. Первую картину клеил полтора месяца, а потом стало получаться довольно быстро.

Из процесса понятно, почему художник назвал свою технику флорийской мозаикой. Когда же шедевр готов, его проглаживают утюгом, чтобы он "присел в один монолит", то есть стал относительно гладким, как написанный красками. Именно из-за этой процедуры Александр Юрков долго искал подходящий термостойкий клей. Мешал несколько составов на основе клея ПВА, при помощи знакомых химиков, но потом нашел прекрасный мебельный клей для шпона.

На первый взгляд, его картины ничем не отличаются от сотен пейзажей, вдохновленных красотой природы. Городские и сельские пейзажи, животные и птицы, картины природы и жанровые сценки предстают в совершенно неожиданном ключе, стоит лишь прочитать авторские названия, полные доброго юмора, мягкой, а подчас и горькой иронии.

Особая тема в творчестве художника Юркова – родные места, родительский дом. Простые, но близкие каждому сердцу сюжеты: деревеньки, дороги, милые старые дворики… Так важно сберечь это, особенно в современном «городском» мире.

Казалось бы, из подобных материалов хорошо создавать пейзажи, но художник «пишет» листьями не только их, но и большие жанровые картины, портреты. Удивительно, но из кусочков листьев на его картинах возникают переливы солнечного света в облаках, белоснежные шапки снега на зимних кустах, рябь на заросшей камышами речушке и даже бархатистость шерсти дворовых собак или резвящихся в лесу медвежат. На своих картинах Александр Юрков любил изображать родные ему нижегородские места — тихие переулки и городские окраины, храмы и стены древнего кремля, тенистые парки и уютные скверы, каменные набережные Оки и ветхие деревянные мостики через тихие речушки. Все, что изображено на его картинах, до боли родное и узнаваемое. Впечатление, которое производят на зрителей его работы, трудно передать словами. Да, наверное, и не стоит. У каждого видевшего их оно будет своё. Но одно несомненно — равнодушных в его галерее не бывает.

«Леса, деревни, реки, горы леплю мозаикой из флоры», - таков творческий девиз Юркова. Он писал стихи:

Закрыв подвал, зимой и летом,

Цветастой осенью, весной,

Иду с пакетом за сюжетом

Да за опавшею листвой.

Леса, деревни, реки, горы

Леплю мозаикой из флоры.

Нижегородские места

Осенним золотом листа

Ваяю с творческим ударом -

Веселый труд и краски даром!

Французский с нижегородским

Все у Александра Юркова "просто". О художественном своеобразии своего творчества он говорит недолго: нет, мол, ни своеобразия, ни художественной ценности, есть одно содержание. Но Юрков — театральный художник. И каждая его картина, по сути, пьеса. Чаще печальная, потому что материал диктует темы.
Как написала искусствовед Ирина Маршева об авторе, "художник разглядел в пожухлой траве неиссякаемый источник тонких цветовых градаций, глубоких переживаний и философских раздумий". Юрков не спорит: "У русского художника в ментальности печаль, и в этом прелесть, рассуждение".
Нижегородских школьников учителя русского языка часто приводят в музей: по картинам они пишут рассказы. Иногда на актуальные темы. Например, по картине "На кой тут Сити, извините?". Она изображает известное нижегородцам местечко для летнего купания — живописную Борскую пойму. Власти хотят там построить деловой район. Или вот еще. "Все тает в городе моем": на фоне весеннего пейзажа стоит деревянный дом, который, как всем понятно, в ближайшее время пойдет под снос.
Юрков поднимает и экономические проблемы. "Доступное жилье": бабка идет вдоль деревенских домов с задвинутыми ставнями. Мол, доступное оно только в захолустье. Или "Кризис" — на ней волки. "Волкам уже так тяжело жить в лесу, — поясняет автор, — что они выходят к людям"...
Картина "Горемыка" выросла из городской истории. Около тюрьмы по улице Гагарина бегала маленькая девочка-бомж и кричала под окнами: "Мама! Мама!" Юрков сотворил "Горемыку": девочка грустит на камне на фоне тюрьмы и жеребенка с лошадью.
Есть в творчестве художника и одна автобиографическая картина — "Мама". (Родители Юркова — политзаключенные.) На полотне изображены мама, старшие брат и сестра. Изначально оно называлось "Власть урода", но, во избежание пересудов и споров, название было дано нейтральное.

К названиям автор вообще относится с особенным вниманием. Часто оно вообще придумывается раньше сюжета картины. По театральной привычке Юрков много каламбурит: "Прут в Болдино", "Собор за забором", "Кувшин с кувшинкою не пара". На картине "Французский с нижегородским" французский дворянин стоит в Нижегородском кремле. Не обходится и без вопиющего хулиганства: "Щенок между ног", "Не до сук", "Старый пень". Особенно изощренны "Продам сто га": художник признался, что под двумя стогами он мысленно завуалировал две огромные женские груди и слово "продам" нужно читать как словосочетание "про дам". Такого рода работы современным раскрепощенным посетителям нравятся особенно. Но визуально никакой эротики или, боже упаси, порнографии нет. Разве в одной картине — "Дикий, дикий пляж". Впрочем, ее уже купили представители администрации города. На ней была изображена обнаженная женщина, лежащая на заросшем речном берегу в грязи. Но и тут не все однозначно: мы имеем дело с редким случаем, когда сам Юрков работу ценит высоко, потому что "это определенный шик — с помощью листвы изобразить человеческое тело, телесно-розовые листы встречаются крайне редко".

Против ожиданий пейзаж в творчестве Александра Юркова занимает не центральное место, а из осенних листьев чаще всего получается зима. Есть даже очень смелые эксперименты вроде "Зимнего заката на море". А вот старый Нижний. По одной из главных улиц парень ведет лошадь. Вдоль кремлевской стены идет молодой человек, одетый по моде 70-х. Здесь жанровые сцены. Мальчик крепко обнимает спину отчима на фоне привязанных одна к другой лодок. Лесорубы выпивают на пне тополя в Нижегородском кремле. Священнослужители в праздничном облачении заходят в недействующий храм, долго стоявший заброшенным. Мальчишки ловят раков. Старики судачат во дворе деревянного двухэтажного дома с балконом. Мужики что-то точат на ромодановском точиле: один вращает огромное колесо, другой держит изделие. Но больше всего сюжетов посвящено русской деревне. Десятки "непричесанных" дворов с курами, собаками и кобылами, бабы-мужики с ведрами, околицы, крестьянский быт и, конечно, задушевные пейзажи. Аккуратно выписанные, тонкие, теплые. Более ста картин, размещенных в трех залах. На самом деле за 11 лет работы в этой технике Александр Юрков создал более 300 полотен, но большую часть продал. "Просто снял со стены".

Из спичек, коробочек и семечек

Прочие экспонаты галереи также созданы из того, что никак не вяжется с произведениями искусства. Архангельский собор Кремля — из спичек и рыболовных колокольчиков — красуется на холме из грязи, веток и прочего городского хлама. Если в специальное отверстие бросить монетку любого достоинства, окна зажгутся, макет начнет крутиться и звенеть колоколами. А если приподнять купол, туда идеально войдут две бутылки шампанского.

Александр Юрков — невозможный творческий хулиган. Он чуть не в каждой работе играет с общепринятой моралью. Вот пол-стены занимает двуглавый орел из картонных коробок и арбузных семечек. Шеи вывернуты, языки набекрень, лента сделана из "прогоревших" ваучеров и неиспользованных советских денег времен дефолта-98, в туловище вмонтирована неприметная дверца, куда вставлен пылесос, засасывающий действующие купюры. Один из макетов, под названием "Разгул атеизма", изображает еще не отреставрированную Успенскую церковь с проросшими сквозь камни деревьями, автомобилем на крыше. Заглянув в окна, можно рассмотреть театральную тумбу с афишами, а в канавах, нарытых вокруг храма, валяются портреты советских вождей. Целая комната отдана лучам ультрафиолета, так называемая «темная комната». В ней размещены несколько картин при создании которых кроме природного материала использованы флуоресцентные краски. Включается специальная лампа, и при попадании ультрафиолета на рисунки, сделанными на обычном ватмане маркером и гуашью, создается впечатление, что на картине наступает рассвет, горят фонари или светит луна на небе. Очень красиво и необычно!

В галерее проходили важные для жителей города общественные мероприятия, встречи простых нижегородцев с видными деятелями культуры и искусства нашей страны. А.Н. Юрков уделял большое внимание решению таких сложных задач, как социальная адаптация групп населения с ограниченными возможностями, в том числе ветеранов и инвалидов войны и труда. Он был членом комиссии при губернаторе Нижегородской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий.

Старшая его дочь пошла по папиным стопам — свободный художник. Младшая уехала жить в Израиль. Она говорила: «А папа за границей никогда не был».

Не был ни разу, деньги на путевку есть, но не поеду, говорил Александр Юрков.Я понимаю, что там много интересного, но все это чужое, другое. Мне нравится самобытность нашего народа и раздражает все привозное. У меня мало времени, я уже немолод, а дни нашей самобытности сочтены. И моя задачасохранить в картинах то, что еще осталось. Вот меня все время спрашивают: как это вы без красок картину можете сделать? А я говорю, что наш народ и из грязи сделает произведение искусства. Русского мужика нельзя победить, потому что он очень талантлив. Кстати, тут недавно дочка Машка мне сказала, что я день в день родился с великим русским изобретателем Кулибиным. Только он в 1735 году, а я 200 лет спустя. В одном и том же возрасте мы приехали в Нижний Новгород. Считаю, этокосмическое совпадение, эдакий исторический повтор. Конечно, до Кулибина я не дотягиваю, но с такой датой рождения нужно пытаться соответствовать. Ведь человек должен чем-то поддерживаться, особенно в искусстве.

2 июля 2014 года, вследствие тяжелой болезни в 79 лет он ушел из жизни. Это был самый потрясающий художник-флорист! Кроме того, что это был замечательный мастер, это был еще и добрейшей души человек! Щедрый, отзывчивый, великодушный! А еще у него было отменное чувство юмора! Особенно это заметно по названиям, которые он придумывал для своих картин…

Вся жизнь Александра Николаевича Юркова – это бескорыстное и искреннее служение людям, во славу земли Нижегородской. Незадолго до смерти Александр Николаевич принял решение передать все свои работы в Нижегородский государственный выставочный комплекс для постоянного экспонирования. Поэтому «Юрковка» ни на день не прекращала своей работы. В октябре 2014 г. её экспозиция была размещена на площади Минина и Пожарского в залах Выставочного комплекса, где она находятся и в настоящее время. В завершении экспозиции музея представлены личные вещи художника, которыми он пользовался при жизни и создавал свои шедевры.

Посмотреть больше работ Александра Николаевича в можете на Сайте, посвященном творчеству Юркова А.Н.